Ars Vitae
Ещё для T&D

+79104603833

 

Главная > Публикации > Фасилитация или искусство упрощения

Фасилитация или искусство упрощения

Если бы Вас попросили описать совещания, на которых Вы присутствовали в своей жизни, как бы Вы описали свой опыт? Я приведу список наиболее частых ответов на этот вопрос, которые мне приходилось слышать, а Вы сверите со своим. Итак, совещания обычно характеризуются как: слишком долгие, скучные, неконструктивные, непродуктивные, неэффективные, неорганизованные, безрезультатные, и так далее.

 

Действительно, трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни, после очередного рабочего совещание не пережил чувства глубокого разочарования, когда одна только мысль в голове: «Какая пустая трата времени!». К счастью, есть метод, который помогает достичь противоположного, положительного результата.

Этот метод называется — фасилитатация (facilitation), что в переводе с английского означает: облегчение, помощь или организация групповых процессов (то есть совещаний, обучения, а также конференций, дебатов и всевозможных других форм целенаправленного группового взаимодействия). Соответственно, фасилитатор — это человек, который организует и облегчает взаимодействие в группе, по сути, гарантируя успех в достижении ее целей. Это довольно сложная и ответственная функция, особенно если учесть тот факт, что практически в любой группе находятся люди, склонные задавать вопросы и при этом не слушать ответов, возражать всему и отрицать все и вся, ставить под сомнение высказывания других, упорно продвигать свои идеи и настаивать на своей правоте. Почему так происходит? На это есть две причины:

1. Все люди видят мир по разному, даже если точки их зрения схожи.
2. Каждый человек считает, что его точка зрения наиболее правильная.

Звучит парадоксально, но для качественного группового процесса разнообразие или даже противоположность взглядов совершенно необходимо. Даже, если группа настроена на сотрудничество, несовпадение мнений может сыграть положительную роль в достижении качественного результата. Это дает возможность достижения достаточной глубины и новизны в процессе обсуждений и принятии решений. Но, для эффективного ведения даже обычных рабочих совещаний, не говоря уже о сложных групповых процессах, требуются специальные навыки и грамотный подход.

Если двумя словами охарактеризовать хорошего фасилитатора, то — это человек, который работает исключительно с тем, что привносит конкретная группа, и не пытается навязать ей свое видение. В соответствии с компетенциями, разработанными Международным Институтом Фасилитации INIFAC (International Institute for Facilitation ), профессиональный фасилитатор должен уметь:

1. Устанавливать контакт с группой, транслируя высокую степень искренности и внимательности, одновременно демонстрируя абсолютную непредвзятость и обьективность.

2. Точно определять потребности группы, планировать рабочие сессии и определять, когда запланированный процесс не эффективен, и уметь быстро выстраивать альтернативные процессы для быстрого достижения желаемого результата.

3. Эффективно коммуницировать с членами группы. То есть, уметь активно слушать, обеспечивать воспроизводить содержание и подтверждать важные идеи, суждения. Быстро обрабатывать информацию, дифференцировать различные по смыслу задачи/вопросы и отделять наиболее важные идеи по ходу обсуждения. Задавать развивающие тему вопросы, позволяющие уточнить, проверить и переориентировать суждения группы. Давать точные, ясные и краткие инструкции. Умело распознавать и вербально резюмировать соглашения.

4. Принимать ответственность за процесс поиска (не за содержание). Создавать и поддерживать продуктивную атмосферу, в которой участники с различным стилем и культурой могут входить во взаимодействие, стабильно направленное на достижение цели. Осуществлять контроль над процессом и задавать соответствующий темп. Понимать причины несогласия в группе и эффективно выводить группу из конфликта. Намеренно принимать меры для предупреждения, обнаружения и нейтрализации деструктивного поведения.

5. Владеть и использовать множество техник для вовлечения группы, решения проблем, принятия решений, поощрения креативности и управления групповой динамикой. Фиксировать успехи группы в совместной выработке результатов.

Мария Овумян, эксперт Brainity