Ars Vitae
Ещё для T&D

+7 (499) 402-8021

 

Главная > Публикации > Куда ведет тренинг

Куда ведет тренинг

                                                                                                            Анна Моносова

Один мудрец  шел по дороге и встретил человека, который нес  большой камень. Что ты делаешь? - спросил его мудрец. «Разве ты не видишь? - таскаю камни»,-  был ответ. Вскоре он повстречал еще одного человека, который также нес камень. Его он тоже спросил - что ты делаешь? «Зарабатываю деньги» - ответил тот. Встретив третьего человека, несущего камень,  он задал свой вопрос и ему. Тот ответил: «Я строю храм».                                                                                                 

Притча

 

Самый лучший тренинг - тот, после которого участник в совершенстве владеет техникой «переноски камней» и понимает, что он «строит». То есть, для того, чтобы человек эффективно действовал, ему необходимо на тренинге получить ответы на вопросы: «зачем?», «что?» и «как?». Как учесть эти моменты при проведении тренинга, какие трудности возникают и как их решать, я и хочу обсудить в этой статье.

 

Зачем мне это делать, какой в этом смысл?

Даже если тренинг никак не связан с построением миссии, осознанием своей роли, целеполаганием, участникам очень важно понимать смысл изучения того, что им предлагается на тренинге. Понятно, что организация заказывает тренинг, чтобы участники потом  лучше работали. Вопрос тренера  «зачем сотрудникам работать лучше?» часто удивляет заказчика и даже ставит его в тупик. Особенностью взрослых людей при обучении является потребность в смысле.  Взрослый человек будет учиться только при сильной внутренней мотивации. Если лично для участников после обучения ничего не изменится, то зачем им навыки, с помощью которых они смогут эффективнее выполнять свою деятельность?

 

Что мне нужно делать, какова моя  цель?

У каждого сотрудника есть профессиональные задачи и функции, для выполнения которых ему нужны определенные представления, знания, умения и навыки. Исходя из этого и строится программа тренинга, выбираются необходимые бизнес-технологии.  Например, если участнику нужно продавать свой продукт, то ему нужны техники и навыки продажи. Если менеджеру предстоит с нуля построить работу в регионе, то ему нужен инструмент формирования региональной стратегии, представления об основных функциях менеджера и навыки управления.

На тренинге не только отрабатываются навыки, но и создаются конкретные рабочие инструменты. Это могут быть: список конкурентных преимуществ, SWOT-анализ и маркетинговые цели, проект содержания базы данных, выгоды-характеристики, проект диверсификации системы продаж, документооборот управления по целям и многое другое.

Важно и то, что на тренинге происходит обмен опытом и информацией среди участников. В большинстве компаний нечасто проводятся мозговые штурмы и обсуждение вопросов, выходящих за пределы тактики. Поэтому для участников тренинга важна возможность получить новую информацию от своих коллег.

 

Как именно я буду действовать?

Как  будут использоваться полученные инструменты? Например, если мы говорим о том же маркетинге, недостаточно просто знать, какие бывают техники продвижения продукта, нужно уметь их правильно использовать и правильно представлять клиенту. Для того чтобы эффективно руководить, недостаточно знать алгоритм делегирования, надо уметь правильно и к месту его использовать. Здесь важно отметить, что преимущества тренинга как активной формы обучения  неотрывно связаны с особенностями его технологии: обучающийся не получает готовую информацию, а извлекает ее сам из собственного опыта, переживая и прорабатывая на тренинге реальные ситуации, встречающиеся ежедневно в реальной деятельности, и по-новому оценивая свои действия в них.

Для этого тренеру, помимо знания бизнес-технологий,  нужно умение обучать. В это понятие входит и  знание технологии обучения, и представление об особенностях взрослых учащихся, и определенные тренерские качества.

Во-первых, все действительно новое вызывает протест и сопротивление, поскольку противоречит всему предыдущему опыту. И чем успешнее человек, тем больше сопротивление. Если сопротивление не снято, участник не будет использовать в работе полученные на тренинге навыки.

Во-вторых, все приобретения, сделанные на тренинге, работают эффективно, только если пройдены естественные стадии освоения нового:

- ситуация, когда человек еще не понимает, что именно у него не получается и что он мог бы изменить к лучшему в своей работе;

- человек понимает, в чем дело, и ясно видит, что он делает, что нужно изменить, чтобы добиться успеха;

- человек умеет  поступать оптимально и эффективно в соответствии со своей целью;

- приобретенный в ходе тренинга новый опыт и навыки используются автоматически,  и входят в привычку.

Поэтому долгосрочность и системность – это не прихоть тренеров, а требования технологии и, как это не парадоксально, реальная экономия денег заказчика.

В-третьих, особенности взрослых учащихся также требуют определенного подхода – необходимо учитывать практическую направленность, потребность в самостоятельности, влияние жизненного опыта, сложившуюся самооценку участников.

Последнее время я довольно часто сталкиваюсь с мнениями оппонентов, которые размышляют: должен ли бизнес-тренер быть психологом или нет. В данном случае я - человек пристрастный (в Ars Vitae у тренеров психологическое образование) и не буду рассуждать о необходимости психологического подхода к обучению. Думаю только, что без умения обучать, также невозможно научить бизнес-технологиям, как и без знания этих технологий.  Технологии обучения построены на основе психологических знаний – о том, как воспринимается, перерабатывается и запоминается информация, о том, что мотивирует участников, что вызывает эмоции и что помогает сосредоточиться. Не обязательно быть психологом, чтобы пользоваться готовыми технологиями, но при разработке новых программ психологические знания помогут сделать так, чтобы после тренинга участник знал «зачем», «что», и «как» делать.

Психологический подход зачастую ассоциируется с чем-то абстрактным,  «нетехнологичным» и, возможно, поэтому вызывает неприятие, когда речь идет о бизнесе. В защиту приведу слова участника нашего тренинга, которые я услышала вчера, уже начав писать эту статью. «Оказывается, психология - это такая точная наука! Я всегда считал, что это болтовня, а вы на тренинге дали алгоритмы, которые в жизни действуют именно так, как было запланировано».

 

БИЗНЕС-ТРЕНИНГ: идеи и методы, "Речь", 2004 г.