Ars Vitae
Ещё для T&D

+79104603833

 

Главная > Новости > Результаты исследования по кросс-культурному взаимодействию

Результаты исследования по кросс-культурному взаимодействию

Провели забег между Рейганом и Брежневым. Рейган занял первое место, Брежнев – второе. Американские газеты написали:

“Вчера состоялся забег между Рейганом и Брежневым. Рейган обогнал Брежнева и занял первое место.” 

Газета “Правда” в СССР написала: 

“Вчера состоялся забег, в котором приняли участие Президент США Рональд Рейган и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Леонид Ильич занял почетное второе место. Рональд Рейган пришел к финишу предпоследним.” 

Анекдот (к слову о роли СМИ в нашей жизни)

21-22 сентября в Крокус Экспо состоялась ежегодная выставка HR&Training Expo 2011. На ней наша компания провела исследование, в основу которой лег опыт кросс-культурного взаимодействия. Участниками исследования стали посетители выставки. Нас интересовало то, кто из представителей пяти культур окажется наиболее предпочитаемым в плане общения среди респондентов.

Сказочные герои

Количество баллов

Итоговый ранг

Кот в сапогах

65

3,8

Геракл

53

3,1

Том и Джерри

49

2,9

Али Баба

49

2,9

Покемон

44

2,5

Участникам был предложен кейс, где нужно было проранжировать сказочных персонажей из Японии, США, Франции, арабских стран и Греции от наименее к наиболее предпочитаемой стране по взаимодействию. Сделав это, участникам также нужно было ответить на два вопроса: какой он (представитель культуры)? Какие трудности в общении с ним могут возникнуть?

После обработки и анализа, мы решили сделать небольшое резюме по этому поводу. Итак, результаты выглядят следующим образом:

  • 1 место – Кот в сапогах (Франция)
  • 2  место – Геракл (Греция)
  • 3 место – Том и Джерри (США) и Али Баба (арабские страны)  
  • 4 место – Покемон (Япония)

1 место - самая предпочитаемая, понятная, близкая культура.

4 место - наименее предпочитаемая, непонятная культура.

Так, Кот в сапогах (занявший первое место) описывался как оригинальный, достойный, умный, смелый, находчивый, хитрый, игривый, со вкусом одетый, галантный, демократичный, смекалистый, веселый, обаятельный.

Когда речь заходила о трудностях, участники исследования описывали француза как нежелающего воспринимать другие культуры, надменного.

А Покемон (занявший последнее место) казался странным, непонятным, четко следующим традициям и правилам, загадочным, вызывающим любопытство, таинственным, с сюрпризами, воинственным. В качестве трудностей участники отмечали, что японец не дают отрицательного ответа, решение принимают не сразу, сами участники говорили о своих ошибках в этикете. 

Давайте теперь обратимся к этнопсихологии и попробуем проанализировать результаты исследования. Существует теория, что отношение к представителям других стран (позитивное или негативное) определяется такими признаками как: географическая близость, история взаимоотношений на уровне государств, продолжительность взаимодействия (несколько веков, несколько лет), личный опыт и т.д.

Результаты нашего исследования подтверждают эту теорию. Именно поэтому в числе лидирующих культур оказались центральная и южная Европа, как наиболее близкие по ценностям и традициям культур из представленных в исследовании. 

А вот Али Баба (арабские страны), Том и Джерри (США) и  Покемон (Япония) оказались не столь популярными. С одной стороны, - логично. Иной менталитет, иное восприятие мира, которое выражается в своем отношении к деньгам, времени, предкам и т.д.

С другой стороны, - любопытно то, что США оказалась в конце списка. Вроде бы, общаясь с США, через все прошли за последние 80 лет: и крепкую дружбу, и напряженные отношение. Также США на международном уровень активно проявляет открытость своей культуры - в пропаганде своего кинематографа, участии и победах в различных спортивных мероприятиях мирового масштаба, активности во внешней политике и т.д. Но почему же в таком случае, наши респонденты поставили их на 3-е место? Здесь может быть несколько объяснений. Например, такая активность воспринимается как излишняя целеустремленность в достижении своих целей, переходящая в настойчивость или даже требовательность. Несмотря на открытость – физический доступ к культуре достаточно ограничен: чтобы пообщаться лично с американцем, нужно лететь в страну, чтобы полететь в США, нужно получить визу, чтобы получить визу, нужно пройти огромное количество проверочных процедур. В России, и в Москве в частности, работают представители США, но они настолько встроены в свое рабочее пространство, что единственный способ пересечься – это найти рабочий повод. Все это, безусловно, сказывается на восприятии культуры США нашими респондентами.

Еще один важный признак, который нам удалось выявить – это личный контакт. То есть опыт общения, который и определяет степень принятия или непринятия другой культуры.

Так, описание иностранцев, с которыми у участников был опыт общения, оказалось более детальным, разносторонним, глубоким. Например, представителя арабских стран описывали как говорливого, патриархального (часто не готового воспринимать женщин в деловых вопросах). А японца - как не дающего отрицательного ответа, принимающего решение только после тщательного анализа.

Впечатление о культурах, с которыми не было реального контакта – более однобоким, стереотипным. Том и Джерри – позитивный, дружелюбный, легкий в общении, веселый и т.д.

При ответе на вопросы опыт личного контакта помог участникам глубже понять мотивацию и причины поведения представителей других культур. Сами участники отмечали, что это повысило их степень принятия культуры. И «странное поведение Японца, после этого стало казаться естественным и очень логичным».

Какой вывод можно сделать из этих результатов?

Важно помнить о том, что на наше восприятие других культур могут влиять очень много факторов. Среди них:

  • Личный контакт – опыт взаимодействия
  • СМИ и та информация, которая представлена на телевидении, радио, Интернете
  • Географическую близость и доступ к культуре
  • Опыт и время взаимодействия с другими странами и т.д.

Напоследок хотелось бы отметить, что существуют разные возможности для эффективного взаимодействия с иностранцами. Все они сводятся к одному простому правилу: собирайте информацию о той культуре, с представителем которой Вы собираетесь общаться, задавайте вопросы знакомым, у которых был опыт общения с иностранцами. Даже кино и книги, составляющие достояние той или иной культуры, могут стать для Вас подсказкой в том, как строить взаимодействие.

Общайтесь и получайте удовольствие!

30-09-2011