Ars Vitae
Ещё для T&D

+7 (499) 402-8021

 

Главная > Публикации > Стили управления: маленькие женские хитрости

Стили управления: маленькие женские хитрости

Продолжение. Начало — в предыдущей статье ("Мужчина и "женщина" как стиль бизнеса").

 Различия 

Профессор Эллис Иглей, которая специализируется по вопросам гендерных различий, пишет, что есть ряд расхождений в женском и мужском стиле управления. Рассмотрим, в чем именно.

Мужской или иерархический стиль характеризуется как:

— Ориентированный на задачу;

— Сфокусированный на факты;

— Автократичный;

— Командующий и контролирующий;

— Ориентированный на санкции;

— Уверенный;

— Доминирующий;

— Решительный;

— Агрессивный;

— Независимый.

Женский или эгалитарный характеризуются как:

— Ориентированный на командную деятельность;

— Демократичный;

— Ориентированный на мотивацию;

— Трансформационный;

— Ориентированный на партнерство, сотрудничество;

— Консультирующийся;

— Настроенный на консенсус, ситуацию win/win.

Согласитесь, что женский стиль управления выглядит позитивно и олицетворяет именно те характеристики, которые пропагандируют многие современные теории управления. Однако, даже в странах с развитой экономикой реальность еще далека от соответствия книжным моделям. 

Так, в результате исследований, проведенных в США, как среди мужчин, так и среди женщин было выявлено следующее заключение: несмотря на то, что все оценивают женский стиль как позитивный, стереотипом успешного стиля руководства по-прежнему остается мужской. Думаю, нетрудно предположить, как дела обстоят в нашей стране. 

Куда уходят корни проблемы?

Причиной такого разрыва между желаемым и действительным, по мнению Эллис Иглей, являются стереотипы и социальная предопределенность ролей с самого детства. Мальчики обычно играют в войну, объединяются в «закрытые» (для девочек) группы, в обстановке острой конкуренции стараются отстаивать свои интересы и интересы своих друзей. Они относятся к девочкам как к своим сестренкам, которые изначально неспособны с ними соперничать и, тем более, быть частью их «закрытого» мальчишеского мира. 

В то время как большинство девочек растут покорными, ведут дневники, в которых излагают свои глубокие переживания, заботятся о своих куклах, помогают мамам, в том числе растить своих младших братьев и сестер. Они видят в мальчиках маленьких монстров, которые способны легко довести их до слез. Когда они жалуются своим родителям, то обычно слышат в ответ: «Не обращай внимания. Он подрастет и изменится», то есть основной посыл заключался в том, что такое отношение к девочкам в порядке вещей и с ним нужно «смириться». 

Как видим, на самом деле проблемы в коммуникации между мужской и женской частью населения начинаются еще с детства. Это во многом объясняет поведение мужчин и женщин в той или иной ситуации и помогает спокойнее относиться к трудностям во взаимодействии между ними. 

Гармония

Как можно достичь большей гармонии в деловом взаимодействии между женщинами и мужчинами?

Думаю, женщины и мужчины выиграют в равной степени, если научатся лучше понимать стиль взаимодействия друг с другом. 

Но в моей статье я решила направить свои внимание на женщин, так как считаю такой подход более перспективным. Во-первых, женщины намного более гибки и адаптивны. Во-вторых, они сравнительно недавно присоединились к «мужскому» деловому сообществу и волей-неволей им приходится соответствовать существующим требованиям. Наконец, я верю, что, повысив свою эффективность в деловом взаимодействии с мужчинами, они смогут изменить существующие стереотипы. 

Советы

Итак, что можно посоветовать женщинам, стремящимся достичь высот в деловом мире? 

Основная рекомендация состоит в том, что им необходимо изучить и учесть всю специфику мужского стиля взаимодействия и адаптировать свой стиль в соответствии с ним. Я соглашусь с мнением эксперта по коммуникации Марты Берлеты, которая говорит, что женщинам нужно признать тот факт, что мужчины оказались первыми в сфере бизнеса, что правила игры изначально устанавливали именно они. 

Задача женщин состоит в том, чтобы помочь мужчинам вместо предвзятого отношения к женскому стилю взаимодействия и управления понять и увидеть его сильные стороны. Но для того, чтобы достигнуть такого понимания, нам нужно говорить с мужчинами на их языке. 

Например, если вопрос женщины начинается со слов: «Могу ли я задать вопрос?» или «Может быть это неважно, но я бы хотела спросить ....», то это автоматически снижает значимость вопроса в глазах мужчины, обесценивая его. А вот для того, чтобы усилить значимость, женщине лучше начать его со слов «кто, что, когда, где» или «почему». Конечно, это требует определенной внутренней перестройки и тренировки. Однако, если целенаправленно отслеживать использование коммуникативных инструментов (в данном случае, вопросов), их использование перейдет в автоматический режим примерно через две недели. 

С другой стороны, самой большой ошибкой со стороны женщин была бы попытка перенять мужской стиль коммуникации и действовать «как мужчины». Результатом может быть только еще большее раздражение и неприязнь. 

Залог успеха

Лично я вижу залог успеха в интеграции всех эффективных стилей взаимодействия и в гибком их применении. Выбор того или иного стиля должен исходить из конкретной ситуации, конкретной задачи, которую необходимо решить. В этом смысле было бы здорово, если бы и мужчины и женщины могли свободно выбирать инструменты коммуникации вне зависимости от их «половой принадлежности». 

В ситуации, когда необходимо устанавливать контакт с людьми, мотивировать их или воодушевлять команду наверняка будет уместен «женский» стиль. Мужскому стилю самое место при жестких ограничениях во времени или ресурсах, в критических ситуациях. 

Надеюсь, что скоро наступит время, когда все мы, женщины и мужчины, научимся лучше сотрудничать и понимать друг друга. 

Ведь мы с вами создаем тот социальный контекст, в котором развиваются наши дети, а они — наше будущее!

Мария Овумян