Ars Vitae
Ещё для T&D

+7 (499) 402-8021

 

Главная > Публикации > стратегические коммуникации

Стратегические коммуникации

Управленческие коммуникации отнимают примерно 70% рабочего времени менеджера. И несмотря на стремительно увеличивающуюся автоматизацию бизнес-процессов, внедрение новейших технологий управления, они продолжают оставаться ключевым фактором для увеличения показателей роста и развития компаний. Представим, что в  какой-то организации разработан великолепный план, найден инвестор, подобраны профессионалы, способные справиться с задачами любой сложности. Идеальная ситуация. Однако если менеджмент не уделяет должного внимания характеру и качеству коммуникаций, реализация плана может оказаться под угрозой. Сотрудники будут двигаться в разных направлениях, напоминая персонажей известной басни про лебедя, рака и щуку.

Комментарий эксперта

Взаимодействие на 100%

Екатерина Чумакова

 

Руководитель тренингового отдела компании ARS VITAE

Люди приходят в компании, а уходят от конкретных руководителей. Понимают ли российские менеджеры, увлеченные написанием стратегических планов, финансовым анализом и выстраиванием отношений с руководством, значение коммуникаций для развития устойчивого бизнеса? Хотелось бы ответить на этот вопрос положительно.

Коммуникации пронизывают всю деятельность человека, это главная составляющая планирования, проведения переговоров, управленческого воздействия на подчиненных. И поэтому их качество сегодня должно быть весьма высоким. При этом я бы специально отметила значение коммуникации как управленческой компетенции. Во-первых, потому что чем выше позиция менеджера, тем дороже компании обходится некачественная коммуникация. Во-вторых, потому что управление по своей сути и есть одна сложная и многогранная коммуникация.

Чем занимается руководитель? Он ежедневно принимает ответственные решения, оценивает и направляет сотрудников, устанавливает партнерские связи внутри компании и снаружи. Аттестации, согласование планов, мотивация, решение конфликтных ситуаций — все это формы коммуникации. При этом в большинстве случаев руководителю приходится осуществлять их дистанционно, то есть не имея возможности для длительного персонального общения, а иногда вообще по телефону или посредством управленческого документооборота. Это с одной стороны нарушение базовых правил коммуникации, а с другой — реалии бизнеса, которые нельзя не учитывать. Коммуникация может быть и письменной, если речь идет о деловом письме, в котором необходимо соблюсти определенные стандарты.

Важный момент – коммуникации в итоге должны превратиться в систему. По мере роста менеджера, круг его профессионального общения расширяется; соответственно, появляется необходимость выстраивать процессы взаимодействия на другом уровне (коммуникация становиться более удаленной и опосредованной) для сохранения принципов этой системы. Планерки, совещания, встречи, стандарты общения, вовлечение в коммуникации помощников — все это должно быть уложено в систему. На более высоком уровне необходимо выстраивать уже коммуникации не только между людьми, но и между подразделениями или уровнями в компании.

Можно ли развить коммуникационные навыки на тренингах? Да, конечно, ведь любое образовательное мероприятие способствует формированию этой управленческой компетенции. Для этого необходимо, прежде всего осознать потребность в ее формировании. Однако если проблема стоит остро, стоит подумать о том, чтобы записаться на специализированный семинар. Цель таких семинаров заключается в том, чтобы показать влияние коммуникации на отношения, на основные бизнес-процессы компании, на отношения внутри коллектива. Коммуникация выступает в этом случае как интегральная вещь для всей деятельности.

Есть тренинги, нацеленные на отработку управленческого взаимодействия, когда менеджер попадает в систему «я - подчиненный», «я - руководитель», «я - коллега». В этом случае рассматриваются методы и средства, которые позволяют участникам группы совершенствовать привычные деловые контакты, делать их более эффективными.

Существует и другой способ — индивидуальные консультации. В принципе они предусматривают рассмотрение тех же проблем, что и на групповых занятиях, но при этом отработка идет в паре с коучем или тренером. Очень часто компании заказывают такую услугу как налаживание коммуникации между подразделениями. Выстраивание таких процессов, как правило, занимает длительное время и требует профессиональной оценки со стороны.

Для того, чтобы красивая схема (план по достижению стратегических целей компании, мотивационные схемы и прочее) работала, необходимо донести информацию до заинтересованных лиц, согласовать возможности по достижению целей с исполнителями и многое другое – это и есть управленческая коммуникация. Эйчар может построить схему нематериальной мотивации, но сотрудник уйдет, поскольку отношения с руководителем и с коллегами будут расходиться со схемой (а это часть мотивации). Например, руководитель не сможет решить конфликт между двумя людьми или не умеет корректно управлять изменениями. Управленческое взаимодействие составляет основу деятельности менеджера, выполнение им всех функций – планирования, руководства, контроля, принятия решений… Поэтому желательно уделять не менее 70% времени коммуникациям!

Элитный персонал,  2008 г., 2 сентября