Ars Vitae
Ещё для T&D

+7 (499) 402-8021

 

Главная > Публикации > Увидеть себя и ...

Увидеть себя и ...

Коноров Фёдор

Оказывается, оригинальный вариант знаменитой фразы о Париже звучит так: «Увидеть Париж и родиться заново». Увидеть себя и родиться заново – событие не менее драматичное. Ведь судя по анкетам участников тренинга, одно из самых ярких и ценных впечатлений для них… они сами. Видеозапись и видеоанализ являются неотъемлемой частью многих бизнес-тренингов. На видео записывают самые разные вещи, начиная от первых 5 секунд в процессе установления контакта с собеседником и заканчивая деловыми играми на 5 часов. В чем же заключается польза видеозаписи для участников и тренера?

Возможность увидеть себя со стороны…

На тренингах, посвященных проведению переговоров, презентаций, публичному выступлению, взаимодействию со СМИ, видеоанализ позволяет человеку обнаружить те свои особенности, которые необходимо устранить, скорректировать или, наоборот, усилить. Конечно, при просмотре записи могут возникать сильные эмоции.

Недаром тренеры, которые начинали использовать видеозапись в те времена, когда только небольшая часть населения имела возможность увидеть себя на экране телевизора, рассказывают, что во время просмотра видеозаписи мужчины, директора огромных предприятий, падали в обморок. Сейчас домашняя видеокамера есть почти в каждой семье, но, тем не менее, работа с видео требует от тренера соблюдения мер психологической безопасности участников. Ведь источником переживаний является расхождение увиденного на экране образа с представлениями о себе, которое в той или иной степени есть у каждого из нас. Поэтому задача тренера - помочь участнику перейти от эмоций к конструктивным изменениям.

Обратная связь от всех участников группы…

Для того, чтобы запомнить все нюансы поведения человека в тренинговом упражнении, требуется большой опыт и умение. А если в нем участвует 10-12 человек? Видеозапись позволяет всем участникам группы, а не только тренеру, предоставить подробную обратную связь каждому, кто участвовал в записи. Таким образом «площадь зеркала», в котором видит себя человек, увеличивается от одного–двух мнений до количества, равного количеству членов тренинговой группы.

Детальная обратная связь от «самого себя»…

Во время видеоанализа у каждого участника есть возможность обратиться к конкретному материалу видеозаписи и получить детальную информацию об особенностях своей речи, жестов, мимики, стратегии поведения в сложных ситуациях. Видеомагнитофон позволяет «нажать на паузу» или перемотать запись и самому проанализировать позу, выражение лица, оценить впечатление, которое производят на участников группы те или иные слова и интонации.

Убедительность…

Иногда прямые рекомендации тренера скептически воспринимаются опытными участниками. Ведь чаще всего тренер - это человек, который, возможно, имеет опыт продажи, но уж точно не продавал именно эти конкретные электрочайники со свистком или куриные окорочка. Такие участники обычно негативно реагируют на тренера, выступающего в роли эксперта. Мнения других членов группы тоже не всегда принимаются ими – этому препятствуют собственные стереотипы. Конечно, в ходе тренинга «сопротивление» таких участников тем или иным путем снимается компетентным тренером. Однако видеоанализ, по нашему мнению, является наиболее экономичным способом решения этой проблемы, так как у тренера и участников есть возможность опираться на конкретный материал, делая комментарии и высказывая свои впечатления от увиденного.

Выделенные возможности видеоанализа определяют те области, в которых данная процедура тренинга наиболее эффективна. Прежде всего, это широкая группа тренингов, посвященных различным видам переговоров, презентаций, публичных выступлений. В этих тренингах видеоанализ дает возможность научиться устанавливать контакт как с партнером по переговорам, так и с большой аудиторией, выяснить, какие действия способствуют достижению цели, определить, какие именно слова, интонации, жесты, особенности мимики вызывают те или иные реакции собеседника или аудитории. В тренинге продаж видеоанализ позволяет продавцу увидеть себя глазами покупателей.

Значительно реже видеоанализ используется в тренингах, посвященных особенностям управления сотрудниками, хотя, на наш взгляд, руководитель как никто другой испытывает дефицит обратной связи, и ему особенно важна возможность «увидеть себя и родиться заново».

БИЗНЕС-ТРЕНИНГ: идеи и методы, "Речь", 2004 г.