Ars Vitae
Ещё для T&D

+7 (499) 402-8021

 

Главная > Публикации > ВЕБИНАРЫ: ИЗ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ЭПОХУ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ new

ВЕБИНАРЫ: ИЗ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В ЭПОХУ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 

Дмитрий Иванов

тренер-консультант компании Ars Vitae 

для журнала "Управление человеческим потенциалом"

 

«Локомотив» технического прогресса ежеминутно приближает нас к тому будущему, которое еще вчера казалось невероятным. Это в полной мере относится и к формам и методам обучения: наше представление о них кардинально изменилось благодаря появившимся совсем недавно веб-технологиям. Об одном из продуктов веб-технологий — вебинарах — и пойдет речь в данной статье.

 

Первые шаги, предвосхитившие появление вебинаров, были сделаны еще в древнегреческих и римских школах: объединение выступлений обучаемых, диспутов, возникающих между ними, с комментариями и разъяснениями преподавателей привело к созданию формата семинара и к выделению его в отдельный вид обучения. В отличие от лекций, семинары изначально предполагали двусторонний обмен информацией, обсуждение актуальных вопросов по определенной теме.

После того как в 1957 г. Советский Союз запустил искусственный спутник Земли, американское министерство обороны решило, что на случай войны США нужна надежная система передачи информации. Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть. Реализация проекта была поручена четырем ведущим исследовательским центрам США, и в 1969 г. первая в мире компьютерная сеть, которую назвали ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network), объединила компьютеры четырех университетов-разработчиков. С этого момента сеть ARPANET начала активно расти и развиваться прежде всего как средство обмена информацией между американскими учеными — представителями разных областей науки.

В 1971 г. была разработана первая программа для отправки электронной почты, а в 1973 г. через трансатлантический телефонный кабель к сети были подключены первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, с этого момента сеть стала международной.

Следующим шагом на пути к вебинару было создание в 1988 г. первой системы текстового общения в режиме реального времени — IRC (Internet Relay Chat — ретранслируемый интернет-чат). Система, разработанная финским студентом Ярко Ойкариненом (Jarkko Oikarinen), приобрела особую популярность после операции «Буря в пустыне» (1991 г.), когда сообщения со всего мира собирались в одном месте и в режиме онлайн транслировались в IRC.

Технологическая база будущих вебинаров окончательно оформилась в 1990 г., когда сотрудник Европейского центра ядерных исследований в Женеве (CERN) Тим Бернерс-Ли опубликовал описание новой технологии World Wide Web (WWW), основанной на протоколе передачи данных HTTP и языке гипертекстовой разметки страниц HTML. На базе предложенных стандартов в конце 1990 г. появились первые веб-страницы.

Прежде чем перейти к анализу и обсуждению особенностей онлайн-семинаров, сформулируем ключевые понятия.

Семинар — один из основных видов учебных практических занятий, имеющих целью передачу знаний.

Вебинар — семинар, проводимый в Интернете в режиме реального времени (рис. 1).

 

Рис. 1. Презентация вебинара


Таким образом, вебинар служит для передачи знаний и виртуально объединяет людей, находящихся в разных точках пространства.

Кому же передаются знания, на какие типы аудитории рассчитан данный инструмент? Можно выделить три основные категории участников вебинаров:

1) студенты университетов, имеющие возможность «посещать» онлайн-семинары в рамках получения базового образования;

2) сотрудники компаний, специалисты, совершенствующие свои знания и навыки по различным программам бизнес-образования;

3) клиенты, реальные и потенциальные, которым специалисты отдела маркетинга предоставляют информацию о продуктах / услугах своих компаний.

Интересен опыт применения вебинаров в среде американских хирургов. Все чаще и чаще клиники США устраивают онлайн-трансляции сложных хирургических операций в режиме реального времени (прямо из операционной) [3].

Давайте посмотрим, какое место занимает вебинар в структуре процесса обучения (рис. 2).

 

Рис. 2. Вебинар в структуре процесса обучения

Как видно из рис. 2 формат e-learning включает в себя четыре составляющих:

1) учебные материалы в электронном виде — текстовая и графическая информация, распространяемая через Интернет или на CD-/DVD-дисках;

2) компьютерные тренажеры — программы, помогающие проверить знания, сформировать и отработать навыки;

3) тренинги / презентации в электронном виде;

4) интернет-конференции:

■ симметричные, т.е. обеспечивающие равные возможности коммуникации для всех выступающих;

■ асимметричные (вебинары), которые предусматривают наличие одного ведущего, чьи коммуникационные возможности заметно шире, чем у слушателей.

Для того чтобы принять участие в вебинаре, тема которого вас заинтересовала, прежде всего нужно зарегистрироваться. После регистрации вы получаете ссылку на страницу, через которую сможете «зайти» на вебинар во время его проведения. Вам как участнику никакое специальное программное обеспечение не потребуется. Все взаимодействие осуществляется через браузер, для того чтобы вы слышали звук, необходимо подключить к компьютеру наушники или акустическую систему. Если вы хотите, чтобы ведущий и другие участники имели возможность видеть вас и слышать ваши комментарии, понадобятся веб-камера и микрофон.

Какие возможности предоставляет вебинар своим участникам?

■ Просмотр слайдовых презентаций, созданных, например, в программе Power Point.

■ Возможность видеть ведущего в режиме реального времени.

■ Аудиосвязь через компьютер в режиме реального времени.

■ Запись онлайн-семинара и последующий его просмотр, причем не только участниками, но и всеми желающими.

■ Электронная доска, на которой ведущий и слушатели могут оставлять свои комментарии.

■ Текстовый чат для обмена информацией между ведущим и участниками и для общения участников между собой.

■ Проведение голосований и опросов, когда ведущий представляет на выбор несколько вариантов ответов и каждый участник отмечает тот вариант, который считает наиболее подходящим. Результаты опроса отображаются на мониторе.

В чем преимущества вебинара для тех, кто хочет получать новые знания?

■ Снижение прямых расходов на обучение: онлайн-формат гораздо дешевле, чем очные лекции, семинары, тренинги.

■ Исключение косвенных расходов на обучение (переезды, перелеты, гостиницы, питание и т.д.).

■ Экономия времени — возможность учиться на рабочем месте или дома. Если по каким-то причинам вы не смогли принять участие в вебинаре, вы можете просмотреть его запись в удобное для вас время.

■ Отсутствие географических границ: вы можете участвовать в вебинаре, который проводится в другом городе или в другой стране.

■ Оперативность и возможность решить проблему с помощью экспертов. Если, к примеру, у вас возникли вопросы по теме «Лидерство», вы можете записаться на вебинар к Стивену Кови или Тому Питерсу и получить рекомендации «из первых рук» [5, 8].

■ Высокая «концентрация» представляемой информации. Большинство тренеров и компаний, проводящих вебинары, стараются включать в них не общедоступную, а специфическую и малоизвестную информацию

Для организаций, предоставляющих услуги по обучению, вебинары имеют следующие преимущества:

1) низкая себестоимость продукта (онлайн-семинара), нет необходимости тратиться на аренду помещения, организацию питания участников, командировки тренеров;

2) расширение географической зоны охвата потенциальных и реальных клиентов (теоретически, до масштабов всей планеты);

3) увеличение количества участников виртуальной группы без снижения качества продукта. В «реальном» семинаре превышение оптимального числа участников приводит к снижению уровня усвоения материала (если организатор не увеличивает стоимость семинара, например, подключая второго тренера). В случае же виртуального семинара количество участников ограничено только техническими возможностями платформы, на которой его проводят.

Чем успешный вебинар отличается от неуспешного? На какие моменты имеет смысл обратить внимание организаторам?

■ Определение целевой аудитории, ее потребностей.

■ Бесперебойная работа аппаратно-программной платформы, на базе которой проводят вебинар.

■ Интересная тема и яркое название.

■ Привлекающий внимание и интригующий текст приглашения.

■ Тщательная подготовка. Проведение виртуального семинара предъявляет более высокие требования к качеству слайдов и речи ведущего, т.к. в данном случае они являются основными инструментами привлечения и удержания внимания. Оригинальные, динамичные, возможно даже провоцирующие слайды, выразительное и эмоциональное выступление тренера — необходимые условия для установления и поддержания контакта с аудиторией.

■ Проведение тестового прогона вебинара, который поможет выявить и устранить все технические нестыковки.

■ Взаимодействие с аудиторией: вопросы, обсуждения, упражнения. Для виртуального семинара это значительно важнее, чем для реального, т.к. нахождение в онлайн-режиме сопровождает огромное количество отвлекающих факторов.

■ Наличие у ведущего квалифицированного помощника, основной задачей которого является работа с чатом: отбор наиболее интересных и полезных вопросов для представления их тренеру, ответы на «технические» вопросы участников и т.д.

■ Оптимальная степень интерактивности вебинара, которую определяет количество участников. Если их не более двадцати, организация двухстороннего общения с аудиторией обязательна. В противном случае степень интерактивности следует снижать, переходя к преимущественно одностороннему формату взаимодействия.

К сожалению, даже выполнение всех перечисленных рекомендаций не позволяет полностью компенсировать основной недостаток, присущий данному инструменту обучения, — отсутствие непосредственного, живого контакта тренера и аудитории. Это приводит к заметному снижению эмоциональной вовлеченности участников виртуального процесса по сравнению с реальным. Вот почему на данном этапе развития технической базы вебинаров оптимальным (с точки зрения соотношения «цена — качество») будет построение смешанной системы обучения, позволяющей эффективно использовать сильные стороны «живого» и онлайн-форматов взаимодействия ведущего и группы.

Какие тенденции существуют сейчас на рынке вебинаров и что нас ожидает в будущем?

По данным сайта The Financial Express [7], размер глобального рынка e-learning в 2010 г. составит ,6 млрд. Ожидается, что рынок вебинаров в том же году увеличится до ,1 млрд (10% от всего рынка электронного обучения) (рис. 3). Предполагается, что годовой прирост рынка вебинаров будет равен 10–15%.


Рис. 3. Размер глобального рынка e-learning

 

Такой прирост будет обусловлен двумя основными факторами:

1) привлечение большего числа участников к вебинарам, посвященным традиционным темам, по которым обучение (передача знаний) проводится уже сейчас;

2) расширение списка тем, раскрываемых в рамках вебинара.

Интересный пример действия второго фактора мы находим в Японии, где все более популярным становится онлайн-общение с предсказателями судьбы. Подавляющее большинство пользователей службы виртуальных гаданий (до 80%) — женщины в возрасте от 25 до 40 лет. Десятиминутная виртуальная связь с ворожеей обходится примерно в 3 тыс. иен (около ), но любопытных японок это не останавливает [4].

Видимо, в скором времени мы станем свидетелями очередного всплеска активности представителей различных «нетрадиционных» учений (магов, астрологов, колдунов, прорицателей, ясновидящих и т.д.), но уже в формате вебинара.

В каких направлениях может происходить развитие вебинара, если организаторы учтут потребности и пожелания участников?

Мы уже говорили о том, что основной недостаток вебинара — отсутствие живого контакта тренера и аудитории, что приводит к заметному снижению эмоциональной вовлеченности участников. Давайте подумаем, что можно сделать для улучшения ситуации, оставаясь в рамках виртуального семинара. Если Вы спросите, какие ассоциации вызывает у автора участие в вебинаре, ответ будет следующим: это похоже на игру в морской бой в Сети без применения компьютерной графики и анимации. Тогда на экране мы увидим картинку, представленную на рис.4.

 

Рис. 4. «Морской бой» (примитивный интерфейс)


Противники озвучивают координаты «выстрелов» и отмечают их крестиками на поле. С одной стороны, игра с партнером, который может находиться в любой точке мира, проходит в реальном времени, это действительно хай-тек, с другой — «доисторический» интерфейс, разработанный несколько десятков лет назад, еще до изобретения персональных компьютеров и технологии WWW. Понятно, что вовлеченность в игру определяется не только интерфейсом, но при прочих равных условиях гораздо интереснее смотреть на 3D-изображения настоящих боевых кораблей, чем на синие клеточки, гораздо сильнее вовлекает в процесс имитация звуков реальных взрывов, чем нудный голос противника (рис. 5).

 

Рис. 5. «Морской бой» (3D-вариант)

 

Итак, один из путей усиления эмоциональной вовлеченности участников — повышение уровня мультимедийности вебинаров.

Второй путь — расширение интерактивных возможностей участников. В начале статьи мы определили место вебинара в структуре процесса обучения и классифицировали его как асимметричную интернет-конференцию, которая отличается от симметричной тем, что коммуникационные возможности ведущего заметно шире, чем возможности слушателей. Повышение степени симметричности вебинаров, т.е. предоставление участникам всех тех возможностей, которые есть у ведущего, сделает онлайн-семинар живее, динамичнее и увлекательнее.

Третий путь связан со значением термина «вебинар». Как мы уже выяснили, вебинар — это семинар на базе технологии Web (или World Wide Web), позволяющей работать с гипертекстовыми документами, связанными между собой гиперссылками. Проще говоря, мы можем переходить от документа к документу, просто кликая мышкой по соответствующей ссылке, и нам совершенно незачем знать, где именно находится документ, который мы читаем в настоящий момент. Веб-технология позволяет мгновенно переходить от темы к теме или изменять уровень детализации изучаемого вопроса. А теперь подскажите, что общего между технологией Web и вебинаром в том виде, в котором он существует сейчас? Затрудняетесь? Неудивительно. Общего крайне мало, только то, что вы попадаете на вебинар через какую-то страничку, которая расположена в пространстве WWW. Однако в процессе работы и ведущий, и участники вебинара полностью лишены возможности использовать гиперссылки — содержание вебинара сейчас представляют с помощью слайдовой презентации, формат которой не имеет ничего общего с веб-технологией.

Ситуация складывается парадоксальная. Можно сказать, что вебинар — это онлайн-семинар, в котором не применяется веб-технология.

Будут ли предприняты какие-либо шаги в этом направлении и какие именно — покажет время. Если формат онлайн-семинара удастся совместить с системой гиперссылок, привлекательность и эффективность вебинаров поднимется на качественно новый уровень. Да и само название «вебинар» перестанет наконец быть источником внутренних противоречий.

Мы рассмотрели ближайшие и вполне очевидные тенденции развития формата онлайн-семинара. Попробуем понять, как он может измениться в отдаленной перспективе. В этом нам, как обычно, поможет жанр научной фантастики, в недрах которой были рождены если не все открытия и изобретения, то уж точно их большая часть. Итак, каковы перспективы развития компьютерных технологий на взгляд гуру научно-фантастической литературы? Если не вдаваться в излишнюю детализацию, общее направление выглядит примерно так: технологии виртуальной реальности обеспечивают полный «эффект присутствия» в том пространстве, которое моделируется аппаратным и программным обеспечением. Это означает, что вам достаточно просто подключиться к Сети (как Нео к Матрице) и вы моментально попадаете в другую реальность, которая неотличима от «настоящей». Вы «живете» в этом смоделированном мире, и все ваши ощущения, эмоции, переживания абсолютно реальны. Какими станут вебинары, построенные на такой совершенной платформе?

Здесь можно выделить несколько интересных моментов.

■ Участники получают возможность влиять на направление развития основной темы, т.е. нет никакого жесткого плана семинара, а есть «пространство вариантов», из которого формируется рабочее направление, наиболее интересное и полезное для аудитории.

■ Время начала вебинара выбирают произвольно. Компьютерная система генерирует «базовый вариант» семинара, участники подключаются в удобное для них время, и платформа моделирует их работу в реальной группе: вопросы, ответы, презентации, дискуссии…

■ Кастомизированная (от англ. customise — подстраивать, подгонять) форма содержательной части вебинара, при которой компьютерная система собирает ожидания участников и генерирует для каждого персональный контент в рамках единой темы, т.е. тема семинара общая, а примеры и вопросы у каждого участника свои, в соответствии с его областью деятельности и пожеланиями.

Этот список можно продолжать до бесконечности, но приведенных пунктов вполне достаточно для того, чтобы сформулировать основную идею стратегического развития формата онлайн-семинара: на базе технологии виртуальной реальности вебинар превратится из бюджетного варианта замены «живого» семинара в некий интегральный формат, соединяющий в себе все преимущества семинара и тренинга и дополняющий их своими уникальными возможностями.

На этом, собственно, и завершится долгий путь развития вебинара. Продукт, который появится в конце этого большого пути, будет настолько не похож на то, что мы имеем сейчас, что потребуется как минимум пересмотреть само определение термина «вебинар», а с этого момента начнется уже следующий виток его развития… Но это совсем другая история.

 


ИСТОЧНИКИ:

1. Википедия — свободная энциклопедия. — http://ru.wikipedia.org.

2. Всероссийский портал PROFOBUS.ru. — http://profobus.ru/webinars.

3. Информационное интернет-издание Digest-News.ru. — http://digest-news.ru/.

4. УТРО.ru. Ежедневная электронная газета. — www.utro.ru.

5. Dr. Stephen R. Covey. — www.stephencovey.com.

6. NovaGame: мини-игры для компьютеров. — www.novagame.ru

7. The Financial Express. — www.financialexpress.com.

8. tompeters! — www.tompeters.com.


журнал "Управление человеческим потенциалом"

№4 (20), декабрь 2009