Ars Vitae
Ещё для T&D

+7 (499) 402-8021

 

Главная > Публикации > Приемы и техники визуализации в презентации. Часть 1

Приемы и техники визуализации в презентации. Часть 1

Приемы и техники визуализации в презентации

Анна Моносова

 

Часть 1. зачем нужна визуализация в презентации?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим психологические особенности восприятия информации.

Прежде всего, стоит учесть КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ.  Принято выделять 4 канала: визуальный (зрительный ряд), аудиальный (звуковой и словесный ряд), кинестетический (ощущения, эмоции, вкус, запах), внемодальный (логическое понимание информации). 3 канала - «аналоговые», непосредственно связанные с каналами поступления информации. Внемодальный, или дигитальный – как следует из названия - «оцифрованный», опосредованный анализом.  

На эффективность понимания материала презентации конкретными людьми  влияет модальность, в которой представлена информация:   

визуалы лучше  понимают зрительные образы
аудиалы – текст
кинестетики – ощущения, эмоции, движение
внемодалам лучшее понимание дает логика и структура информации.

Марк Твен, например, не мог запомнить последовательности своего выступления, когда пользовался записями, но когда он бросил записи и для запоминания стал пользоваться рисунками, все его трудности исчезли.

Поэтому в презентации необходимо использовать все виды модальностей. Говоря о визуализации, хочу особо подчеркнуть, что визуальный канал - очень надежный. Дело в том, что у человека есть только визуальная карта мира (в отличие от собак, лошадей и многих других животных, которые воспринимают мир и в запахах и в звуках). Поэтому зрительное представление помогает всем – и визуалам и внемодалам и кинестетикам и аудиалам.

Это первая причина использовать зрительный ряд помимо слов.  

Следующая причина – возможности так называемого ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ.   

Логическое мышление – последовательное. Алгоритм, причинно-следственная связь - представляют собой цепочку последовательных действий – сначала происходит одно, потом другое. Из одного следует другое. За все эти последовательные (сукцессивные) действия отвечает наше ведущее полушарие. У большей части (но совсем не у всех) людей это левое полушарие, поэтому такое мышление не совсем точно принято называть левополушарным. В противоположность этому другое полушарие отвечает за одновременные (симультанные) процессы. Когда в один момент времени все данные представлены в пространстве. Поскольку у большинства людей за пространственное мышление отвечает правое полушарие, его называют правополушарным, или, что более точно,  латеральным мышлением.

Визуализируя данные – например логическую связь - мы подключаем к работе второе полушарие, задействуем его возможности. И это также немаловажная причина использовать визуализацию.

 

Теперь поговорим о  ВНИМАНИИ. Вот несколько закономерностей, которые непосредственно влияют на потребность в визуализации.

 

1.  Объем внимания 

По результатам психологических экспериментов у  взрослого человека, которому требовалось правильно «схватить» несколько объектов (черные точки на белой карточке) за 37-100 мс, средний объем внимания составлял около 8 объектов, и колебался от 6 до 11. Если точки объективно хорошо сгруппированы, задача легче, объем внимания больше.

Для разной информации психологами (Гленвилл и Далленбах) выделяются различные средние объемы внимания:

  • для количества точек – 8.8,
  • для прочтения букв- 6.9,
  • для называния геометрических  фигур – 3.8,
  • для называния фигур и цвета – 3.0.

Данные по ограничению внимания формируют требования к слайдам - например, размещение на слайде не более 3х геометрических фигур/30 слов, избегание одновременного представления не связанных по смыслу объектов.

 

2.  Направление взгляда

Перед Вами пример слайда с текстом.

ТЕКСТ

Ровно в три часа я был на Бейкер-стрит, но Холмс еще не вернулся. Экономка сообщила мне, что он вышел из дому в начале девятого. Я уселся у камина с твердым намерением дождаться его во что бы то ни стало. Меня глубоко заинтересовало, как он поведет дело, ибо своеобразие случая и высокое положение клиента придавали ему необычный характер, хотя тут не было причудливости и мрачности, присущих двум преступлениям, о которых я рассказывал…

 

Как Вы читали? Скорее всего, слева направо, сверху вниз. Так обычно идет направление взгляда при восприятии информации - это обусловлено в нашей культуре из-за расположения текста. Обычно мы опираемся на это правило и рассчитываем на то, что наши слайды воспринимаются именно так – начиная с левого верхнего угла и заканчивая правым нижним. Однако есть вводные, которые меняют это правило. Посмотрите на следующий  слайд:

Около четырех дверь отворилась,

 

в комнату вошел подвыпивший человек, по внешности конюх – с всклокоченными волосами и бакенбардами…

Куда вначале упал Ваш взгляд? За очень редким исключением – на самое яркое пятно. В данном слайде это страус. Куда дальше направился Ваш взгляд? Как всегда - вправо и вниз. Только не из левого угла, а от точки первоначальной фиксации взгляда. На текст, расположенный выше страуса, внимание обращают в последнюю очередь, либо не обращают вообще.

Похожий эффект мы можем увидеть при расположении текста справа, либо слева от картинки.

Зачем нужна презентация?

  • Убедить
  • Проинформировать
  • Обучить
  • Стимулировать мысль
  • Развлечь
  • Мотивировать

Проанализируйте, куда упал Ваш взгляд. В подавляющем большинстве случаев взгляд падает на картинку, а потом с усилием возвращается к тексту. Это можно использовать, если Вы хотите использовать текст для себя, а внимание аудитории зафиксировать на картинке.

А если Вы хотите, чтобы аудитория текст видела, размещайте его справа от картинки. Например, так.

Особенности восприятия взрослых

  • Понимание смысла
  • Практическая полезность
  • Актуальность
  • Самостоятельность
  • Жизненный опыт
  • Чувствительность к критике
  •  

     

    3.  Фигура на фоне

    Многочисленные эксперименты показывают, что наше внимание привлекает элемент, который отличается от остальных, или «фигура на фоне». Как, например, в следующей строке слово тональность.

    Цвет звук  тональность вкус свет

    И без знания закономерности «фигура на фоне» мы выделяем самое важное – как правило делаем более ярким. И это нетрудно, пока фон – «серый». Гораздо интереснее ситуация выделения фрагмента на ярком перенасыщенном фоне. Например, как на следующем слайде.

    Cделать что-либо ярче - практически невозможно. И вот тут самое время вспомнить, что фигура на фоне не обязательно должна быть ярче. Она просто должна отличаться. И тогда у нас появляется простор для действий. Мы можем сделать «пустую» фигуру на перенасыщенном фоне, выделить фрагмент за счет иной наполненности. На свободном пространстве можно поместить нужный объект.

    Такой способ хорош, когда нужно выделить какой-то из однотипных фрагментов. Можно выделить и фигуру сходную по яркости – за счет смысла.

    Чтобы не возникало иллюзий, что младенец всегда будет фигурой по отношению к другим символам, давайте разберем и ситуацию, когда младенцы являются фоном.

    Как привлечь внимание в этой ситуации? Конечно, можно обвести, обыграть цветом, сделать подпись под одной из фотографий. А можно поместить изображение другого формата. Например, так:

    Или использовать объект другого ряда.
     

    Несмотря на одинаковую эмоциональную насыщенность, выделяется объект, отличный от других.

    Так же как и на следующем слайде – выделяется логотип. Только потому, что теперь он стал фигурой на фоне. 

    Использовать эффект «фигуры на фоне» можно для выделения нужного объекта в любом месте слайда и презентации в целом и в любом контексте.

     

    Итак, фиксируем роль визуализации в обеспечении внимания аудитории.

    Закономерности внимания

    Роль визуализации

     

    Ограничение объема:

    не более: 7 независимых элементов, 30 слов на слайде

     

    1. снизить количество представляемых объектов

    2. связать элементы логикой, ассоциациями

     

    Направление взгляда:

    • слева направо, сверху вниз
    • начиная от верхнего левого угла, либо от самого яркого пятна

    1. направлять внимание на нужные фрагменты слайда

    2. оставлять в «тени» информацию, не предназначенную для внимания аудитории 

     

    Фигура на фоне:

    Внимание привлекает элемент, отличающийся по яркости, формату, модальности

     

    1. выделить нужные объекты на слайде

    2. выделить важный слайд в любом месте презентации

    Кроме закономерностей внимания, есть закономерности ПАМЯТИ. Бессмысленно давать в презентации материал, который не запомнится вовсе – ни на уровне информации, ни на уровне эмоций, ни на уровне идей и отношения. Как сделать, чтобы Вас запомнили?

    Вот несколько наиболее интересных исследований в психологии, результаты которых легко применимы на практике и помогут нам использовать визуализацию, чтобы сделать презентацию наиболее эффективной:

    1. Объем кратковременной памяти ограничен. Большая часть информации забывается – сразу или через некоторое время.

    В 1885 году немецкий ученый Герман Эббингауз опубликовал свою работу, где обобщал результаты экспериментов с повторением испытуемыми заученных бессмысленных слов. В результате анализа возможности воспроизведения заученного материала через регулярные промежутки времени, была построена  «кривая забывания» (Ось Х – процент сбереженной информации, ось Y – временной интервал, дни). Было установлено, что вначале количество воспроизводимых слов резко сокращается, затем процесс забывания развивается медленнее, практически приближаясь к абсциссе. Итак, человек забывает львиную долю информации в течение первых нескольких часов после ее получения.

    Эксперименты Эббингауза также показали, что оптимальный объем для запоминания материала : 7+/- 2 элемента. Т.е. 5-9 элементов. При этом важна именно структура запоминаемого материала: объем элемента не имеет значения, но важно, чтобы количество этих элементов не превышало указанного размера.

    В конце 20 века немецкие ученые повторили эти эксперименты и выяснили, что объем запоминания снизился! И теперь составляет максимум 5+-2 элементы. Что тому виной – перегруженность нашей памяти, привычка к получению готовой информации или отсутствие необходимости запоминать – мы не знаем. Но факт есть факт.

    Этот эффект легко проверить - предложите собеседнику список из 10 слов для запоминания и Вы увидите, что в первый раз он воспроизведет от 3 до 9 слов – в зависимости от состояния и качества памяти. И если список будет из 40 слов, остаток будет точно таким же.

    Ограничение объема памяти формирует требования к презентации: объединять информацию в блоки, количеством не более 7, и/или выстраивать связи между ними.

     

    2. Эффект края. В эксперименте на выявление оптимального времени предъявления важного материала испытуемых просили запомнить 40 слов. И сразу после этого - воспроизвести. В результате оказалось, что быстрее, чаще и легче воспроизводятся первые и последние слова.  Эффект этот был назван эффектом края: лучше всего запоминается информация, расположенная в начале и в конце сообщения. Хуже запоминается то, что расположено в середине.

    Эта закономерность выдвигает требование к слайдам – располагать, либо дублировать наиболее важную информацию в начале и в конце выступления. Однако это не всегда удобно – логически эта важная информация может быть как раз в середине. Визуализация помогает сделать материал запоминаемым за счет своего более сильного, чем другие методы, влияния. Представив материал визуально, Вы добьетесь его запоминания в любом месте презентации. Учитывая, конечно, следующий эффект.

     

    3.  Фигура на фоне. Так же, как внимание, память фиксирует отличающиеся от прочих элементы.  Эксперименты, проводимые Фон Ресторф свидетельствуют, что независимо от содержания материала, если в сообщении разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные запоминаются лучше, чем однородные. Эти данные формируют следующее требование к презентации: если Вы хотите, чтобы какое-то слово (девиз, основная идея, название компании) в Вашей презентации запомнилось лучше,  сделайте так, чтобы оно выделялось.   Оно может быть более длинным или отличаться форматом, выделено анимацией, или сопровождаться особенно яркой картинкой.

    4.  Эмоции помогают запоминанию. Многочисленные эксперименты показали, что эмоциональная окраска обеспечивает лучшее запоминание. Это связано с тем, что эмоция оставляет сильный след, который дольше держится в памяти. Оставаясь дольше в кратковременной памяти, информация получает шанс перейти в долговременную память. А объем долговременной памяти не ограничен.

    Поэтому при необходимости оставить в памяти аудитории определенную информацию, Вы можете эмоционально «окрасить» ее. Это можно сделать не только с помощью визуализации – рассказ оратора может быть чрезвычайно «эмоциогенным». Но у визуализации есть большие возможности, которые стоит использовать. 

     

    Итак, можно зафиксировать роль визуализации в управлении запоминанием материала.

    Закономерности запоминания

    Роль визуализации

    Ограничение объема кратковременной памяти: Запоминается 7 +- 2 (5+-2) объекта, не связанных друг с другом по смыслу.

    1. снизить количество объектов

    2. связать элементы логикой, ассоциациями

    3. создать сильный след, обеспечивающий переход в долговременную память

    Эффект края:

    запоминается начало и конец

    За счет более сильного влияния визуального ряда сделать запоминаемыми нужные элементы в любом месте презентации

    Фигура на фоне:

    Запоминается элемент, отличающийся по яркости, формату, модальности

    1. выделить то, что необходимо запомнить на слайде

    2. выделить важную информацию в любом месте презентации

    Запоминаются эмоционально окрашенные элементы

    Придать эмоциональную окраску тому, что необходимо запомнить

     

    Первая часть статьи была посвящена вопросу «Зачем нужна визуализация в презентации»? Основываясь на закономерностях восприятия информации, можно определить следующие задачи, которые может решить визуализация:

    • задействовать визуальный канал восприятия, достаточно сильный у большинства людей
    • привлечь к работе над информацией оба полушария мозга
    • снизить количество представляемых объектов
    • связать элементы логикой, ассоциациями
    • направлять внимание и  выделять на нужные фрагменты слайда
    • оставлять в «тени» информацию, не предназначенную для внимания аудитории 
    • придать эмоциональную окраску тому, что необходимо запомнить  и создать сильный след, обеспечивающий переход в долговременную память
    • сделать запоминаемыми нужные элементы в любом месте презентации

     

    Часть 2. Виды визуализации

    Часть 3. Использование техник визаулизации при построении презентации

     

     

    www.hrm.ru