1. Управленческие коммуникации
· определение роли коммуникаций в системе управления
· уровни коммуникаций: горизонтальный и вертикальный менеджмент, роли руководителя (руководитель, коллега, подчиненный, представитель Компании)
· особенности взаимодействия в различных организационных структурах |
· Упражнение на сбор ожиданий участников и согласование с целями Программы
· Модерация «Роли сотрудника в компании», мини-лекция и обсуждение
· Сбор типичных сложных ситуаций взаимодействия с подчиненными, коллегами, руководителями и групповая дискуссия о возможных рычагах влияния
· Мини-лекция «Управленческие коммуникации» Мини-лекции и групповые обсуждения на тему «Взаимодействие в различных организационных структурах: особенности и ограничения, поиск возможностей» |
· Сформируют представление об управленческих коммуникациях (функции, роли, особенности, способы осуществления и т.п.)
· Сформируют представление о системе ролей, в которых работает менеджер Компании Структурируют опыт участников в области способов коммуникаций |
2. Инструменты и «рычаги» эффективных коммуникаций
2.1. Этапы проведения деловой беседы на рабочем месте
2.2. Работа с информацией
· обмен информацией: правила передачи информации, причины «нестыковок» (личные особенности, закономерные потери и т.п.), техники уточнения информации
· этика в работе с информацией
· тренинг активного слушания: предотвращение искажений в восприятии ситуации
· основные правила деловой переписки
2.3. Работа с задачами
· техники принятия, «отказа», смены, обсуждения приоритетности задач
· особенности коммуникации по решению проблем в деятельности - закрепление договоренностей, отстаивание позиций, поиск оптимального решения и т.п.
2.4. Мотивирование
· категории сотрудников для мотивирования – коллеги, руководитель, подчиненный
· основные параметры для мотивирования: потребности сотрудника
2.5. Обратная связь
· алгоритм анализа результатов деятельности
· правила конструктивной обратной связи
· критерии действенности обратной связи
· «ошибки» в предоставлении обратной связи
· скрытые ловушки оценки шаги по оптимизации работы |
· Упражнение, демонстрирующее искажения при обмене информацией
· Анализ причин искажений, мини-лекции «Обмен информацией», Инструменты активного слушания»
· Упражнения и ролевые игры на отработку навыков точного восприятия и передачи информации
· Мини-лекции «Постановка задач: проблемы» и обсуждение ответственности за выполнение
· Упражнение на точность принятия задачи, уточнение параметров задачи
· Мини-лекция «Иерархия потребностей по А. Маслоу»
· Ролевая игра «Мотивируй сотрудника на выполнение определенной задачи, зная его ведущую потребность»
· Упражнения и игры на выделение ведущей потребности сотрудника и формирование банка реально возможных мотивирующих действий по отношению к разным категориям сотрудников
· Мини-лекции «Правила предоставления обратной связи» и «Ошибки» в предоставлении обратной связи» Тренировка: видеозапись и видеоразбор игровых ситуации предоставления обратной связи сотруднику |
· Сформируют представление об инструментах и рычагах управленческих коммуникаций
· Сформируют представление о процессе обмена информацией и причинах искажений
· Научатся уточнять и выяснять нужную информацию и снижать степень искажений
· Сформируют представление о правилах передачи информации в письменном виде
· Определят категории сотрудников, с которыми взаимодействуют, структурируют вопросы, по которым обращаются, зоны полномочий
· Сформируют «карту» взаимодействия
· Смогут четко разделять зоны ответственности и способы коммуникаций
· Смогут адекватно выдвигать требования, просьбы и предложения сотрудникам разных уровней иерархии
· Сформируют банк «рецептов» мотивирование на выполнение задач, просьб и т.п. для разных категорий сотрудников Научатся предоставлять сотрудникам обратную связь так, чтобы подкреплять нужное Компании поведение корректно и эффективно, закреплять успешность выполнения, конструктивно решать проблемы коммуникации |
3. Общие представления о конфликте
· признаки наличия конфликта
· конфликт и конфликтная ситуация: как определить конфликт на ранней стадии
· факторы, способствующие нарастанию конфликта
· фазы развития конфликта
· причины организационного конфликта
· алгоритм последовательности действий по разрешению конфликта
4. Инструменты управления конфликтом
· факторы, влияющие на эффективность действий по разрешению конфликта
· виды неконструктивных и конструктивных действий
· различные стратегии взаимодействия в конфликте, выбор оптимальной стратегии
· виды сил (внутренние и внешние), на которые можно опираться при разрешении конфликтов
· различные виды конфликта (возражения, манипуляции, открытое давление)
· коммуникативные техники для эффективного предотвращения различных конфликтов |
· Упражнение на сбор ожиданий участников и согласование с целями Программы
· Упражнения на фиксацию представлений участников о конфликте, его причинах и способах разрешения
· Обсуждение, которое позволяет «договориться о терминах»
· Мини-лекция «Определение конфликта», представляющая схему критериев для определения наличия конфликта и схему движения по разрешению конфликта
· Мини-лекция «Виды сил – привлеченные, собственные, процессные». Логика блока – «наращивание» процессных сил
· Видеозапись игровых ситуаций участников «Стратегии решения конфликта» для типичных ситуаций, воспринимаемых как конфликтные (ограниченность ресурса, незаинтересованность другой стороны, неправильное понимание ситуации)
· Мини-лекция «Стратегии поведения в конфликте К.Томаса»
· Выдаются каждому участнику результаты заполнения опросника Томаса с описанием характерных для участников стратегий поведения в конфликте
· Видеоразбор записи для определения стратегий поведения участников, фиксации возможностей и ограничений каждой стратегии и поиска вариантов оптимального решения для каждой игровой ситуации
· Мини-лекция «Конфликтные проявления: возражения, манипуляция, давление»
· Анализ видео-иллюстраций по различным действиям «оппонента» - манипуляции, давлению, возражению.
· Упражнения для отработки техник противодействия давлению, защите от манипуляций и ответа на возражения, основанных на коммуникативных инструментах (вопросы, парафраз)
· Групповое упражнение «Поиск возможностей и ограничений каждого решения» Отработка на примере заготовленного кейса или ситуации участников |
· Изучат существующие представления о конфликте, в частности:
- признаки наличия конфликта
- факторы, способствующие нарастанию конфликта
- динамику конфликта, способы выхода из него
· Систематизируют собственные знания и опыт в области стратегии и тактики поведения в конфликте
· Сравнят собственные представления о своих действиях в конфликте с результатами опросника и видеозаписи
· Смогут отличать конструктивные конфликты от деструктивных
· Овладеют алгоритмом действий по разрешению конфликта
· Потренируются подбирать решения в стратегии сотрудничества Смогут отличать манипуляции, давление и возражения и выбирать оптимальные варианты противодействия |