Цели тренинга
-
Познакомиться с тренингом как методом обучения, его инструментарием и со структурой деятельности тренера
-
Научиться разрабатывать эффективные тренинги: планировать содержание и логику передачи содержания так, чтобы информация была усвоена участниками; выбирать методы обучения в соответствии с целью и спецификой материала; подготовить актуальные модули
-
Научиться проводить тренинги: привлекать и удерживать внимание, интересно и понятно излагать материал, управлять темой обсуждения и активностью участников, удерживать тренерскую позицию во время тренинга,
-
Освоить базовые методы работы с группой: модерация, деловые и ролевые игры, психогимнастика и др.
-
Проанализировать свой стиль тренерской работы и получить индивидуальные рекомендации по использованию своих сильных сторон и работе над трудностями
Программа
1. Введение
-
Тренинг как активный метод обучения
-
Структура деятельности тренера
-
Пять функциональных пластов деятельности тренера
-
Принципы тренинга
-
Особенности обучения взрослых людей
2. Навыки эффективного тренера
1. Экспертный и фасилитаторский стиль ведения тренинга – выбор стиля в зависимости от задачи, материала и уровня исходных знаний участников
2. Презентация тренера и тренинга в соответствии с целями и выбранным стилем
3. Установление и поддержание контакта с участниками с использованием физического пространства, эмоций и высказываний участников группы, создание атмосферы доверия и психологического комфорта
-
диагностика ожиданий и запросов участников тренинга
-
организация пространства для управления коммуникацией в группе
-
влияние дистанции, жестикуляции, темпа и громкости речи
4. Навыки работы в ситуации «здесь и теперь»
5. Анализ невербального поведения участников тренинга
6. Техники управления взаимодействием в группе
-
искусство задавать вопросы
-
методы владения (удержание, перехват) инициативой – с помощью вопросов, подстройки по темпу, пауз и т.д.
-
техники активного слушания (особенности восприятия и передачи информации, искажения информации, коммуникативные нюансы понимания, способы прояснения смысла)
-
парафраз как метод «ведения» участников, управления темой дискуссии, нейтрализации сопротивления и деструктивных ролевых проявлений, проработки эмоций в группе
-
применение «языка пользы» для мотивирования и убеждения участников тренинга
-
типы позиций во взаимодействии тренера и участников
7. Конструктивная обратная связь как метод обучения и коррекции
3. Тренинг: разработка, проведение, анализ
1. Структура деятельности тренера: предметное содержание, логика усвоения содержания, групповая динамика, индивидуальные особенности, тренерская позиция
2. Логика процессов усвоения информации
-
Особенности восприятия, запоминания и структурирования информации.
-
Происхождение ошибок в восприятии материала – основные причины непонимания, искажения и забывания информации
-
Временная структура тренингового модуля - использование психологических закономерностей при построении тренинга.
-
Методы и техники построения содержания тренинга: I.рэтапы игр и упражнений II.ртехники представления информации III.рролевая игра IV.рделоваяиигра V.рвизуализация (модерация, работа с записями на доске, построение слайдов) VI.рподготовка плана тренингового модуля
3. Управление групповой динамикой :
-
Закономерности поведения группы и возможности влиять на группу с учетом этих закономерностей
-
Технология работы с агрессией и сопротивлением в группе
-
Дискуссии на посторонние темы или споры
-
Феномен группового давления
4. Работа с индивидуальными особенностями участников:
-
Мотивация и демотивация, причины сопротивления
-
Профилактика сопротивления участников
-
Деструктивные роли в группе,
-
Методы работы со «сложными» участниками группы
5. Анализ эффективности обучения *